Про больницы

Какой рекламе лекарств не стоит доверять

И почему теперь она должна стать лучше

2693

7 ноября фармацевтические компании и юристы договорились с Федеральной антимонопольной службой о том, как правильно рекламировать лекарства. Теперь им будет сложнее продать нам волшебную таблетку или спрей от всех болезней.

МАРИЯ РУССКОВА

не верит рекламе

Как закон ограничивает рекламу лекарств?

Сейчас будет длинный формальный список для самых дотошных и любознательных. Вопиющие примеры нарушений — в следующем разделе.

Согласно закону, реклама безрецептурных лекарств не должна:

обращаться к несовершеннолетним;

упоминать конкретные случаи излечения;

благодарить людей за использование препарата;

ссылаться на данные клинических исследований, обязательных для государственной регистрации любого лекарства;

намекать, что вы болеете;

намекать, что, даже если вы здоровы, вам все равно будет полезно принять лекарство;

намекать, что к врачу идти не обязательно;

гарантировать, что препарат вам поможет и что он безопасен;

выдавать препарат за биодобавку или любой другой товар, не являющийся лекарством;

говорить, что препарат безопасен и эффективен потому, что он натуральный (например «только натуральные компоненты в составе», «экологичный препарат», «сила природы»);

говорить, что это лекарство лучше других.

В требованиях к рекламе БАДов есть пара отличий:

из рекламы не должно создаваться впечатление, что БАД — лекарство и обладает лечебными свойствами;

во время ролика на экране должна появляться надпись «НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВОМ»; если речь об аудиоролике — эта фраза должна проговариваться, если о баннере или листовке — присутствовать на картинке;

реклама не должна побуждать к отказу от здорового питания;

если в рекламе фигурируют отсылки к научным исследованиям, они не должны трактоваться как рекомендацию к применению.

Рецептурные препараты вообще запрещено рекламировать.

Хочу примеров! Как нарушают этот закон?

По словам начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Татьяны Никитиной, самое частое нарушение — когда в рекламе гарантируют эффективность лекарства с помощью слов «быстро», «быстродействие» и однокоренных.

Но и за другими нарушениями далеко ходить не надо. Мы, например, в прямом смысле пошли к соседям за газетой про ЗОЖ и посмотрели телевизор. Вот пара примеров с объяснениями.

Незаконно

В рекламе есть указание на натуральность препарата, формулировка «в отличие от обычных лекарств» и глагол «избавляет», который создает впечатление об эффективности лекарства. А формулировка «уменьшает риск инфарктов и инсультов» намекает на необходимость профилактического приема препарата даже здоровым людям

Нормально

Ролик описывает проблему зрителя, но не говорит напрямую, что у зрителя кашель. А формулировка «борется с кашлем уже с первого применения» не гарантирует эффективность препарата

Незаконно

Комбо из нарушений: сироп и капли рекомендует некий врач, который ссылается на собственный опыт излечения. БАДы легко перепутать с лекарствами — это незаконно

Нормально

Допустимая реклама: нам ничего не обещают, на экране — большая надпись, предупреждающая, что БАД — не лекарство

Что изменилось?

Маркетологам бывает сложно разобраться в законах, поэтому нарушения в рекламе могут быть непреднамеренными. Поэтому фармацевтические организации (Ассоциация международных фармпроизводителей, Союз профессиональных фарморганизаций и другие), юристы и Федеральный антимонопольный комитет составили рекомендации, призванные помочь фармкомпаниям избежать ошибок при подготовке рекламных материалов.

В частности, специалисты разработали перечень слов и выражений, которые нельзя и можно использовать в рекламе.

НельзяМожно
вылечитспособствует лечению
решит проблемупомогает решать
снимет больпоможет снять боль
однозначносущественно
медленномягко
непременновозможно
быстров течение 40 минут
гарантированновероятно
восстановитпомогает восстановить

И что, сработало?

Судить рано, но мы нашли показательный пример.

Было

Сначала препарат мог «за минуту уничтожить боль и снять воспаление». А еще «убивает он микробы в горле»

Стало

Острые, как боль в горле, формулировки стали мягче. Теперь препарат «помогает снижать боль» и «может облегчить то, что беспокоит»

Так, а мне-то что с этой новости?

Во-первых,

мы надеемся, что эта статья поможет вам или вашим близким чуть меньше верить плохой рекламе лекарственных средств.

Мы и сами порой рвемся в аптеку за препаратом, про который услышали, что он моментально прогонит простуду. Но, кажется, если научиться чуть более сознательно и ответственно подходить к своему здоровью — всем будет только лучше.

Если вы сомневаетесь в эффективности какого-то лекарства — спросите о нем врача.

Терапевты и педиатры DOC+ консультируют онлайн. Иногда это помогает потратить меньше, чем вы могли бы.

Во-вторых,

мы считаем, что среди наших читателей могут быть люди с обостренным чувством справедливости. Вот рецепт на этот случай.

Если вы увидели по телевизору, в журнале, на улице или услышали по радио рекламу, нарушающую закон, можно лично или по почте подать заявления в территориальное отделение ФАС.

Вам понадобятся:

заявление;

доказательства нарушения (например, запись эфира или экземпляр газеты, где была размещена сомнительная реклама). Без доказательств заявление рассматривать не будут: это защита создателей рекламы от беспочвенных обвинений.

ФАС рассмотрит заявление в течение месяца. Если доказательств недостаточно, срок рассмотрения могут продлить, но не более чем на еще один месяц. При этом заявителя письменно уведомят о таком решении.

Если ФАС подтвердит нарушение закона о рекламе, в отношении виновника возбудят дело об административном правонарушении. Штраф составит от 100 до 500 тысяч рублей, а рекламу скорее всего запретят.

к.ю.н., советник юридической фирмы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia)

ЕВГЕНИЙ ОРЕШИН

«Стандартный штраф — 100 000 рублей. Еще ФАС может вынести предписание о прекращении рекламы. А поскольку в нее вкладываются большие деньги, для производителей это наказание чаще страшнее самого штрафа».

Если эта статья была вам полезна — поделитесь ею с друзьями.

Если нет — напишите в наши соцсети, чего вам не хватило.

Поделиться

Не пропустите
Как искать здоровье в интернете

{{ $ctrl.errors.email }}